Сайт учителя начальных классов
.
Акростих, мезостих, телестих и другие «игры» с графикой

Акростих, мезостих, телестих и другие «игры» с графикой

Акростихмезостихтелестих и другие «игры» с графикой

Средняя школа имени А. Жангелдина   

   Подготовила: Танатова Айсауле Мейрамбаевна

   Научный проект:

«Акростих, мезостих, телестих

и другие «игры» с графикой»

 Руководитель:  Жаксыгулова Г.Е.

Город Шалкар

2009-2010 учебный год

1. Цель исследования:

А) Определение роли и функции акростиха, мезостиха, телестиха, алфавитного стиха в художественной литературе;

Б) Показать пути возникновения стихов, их освоение и употребление в художественной речи;

В) Показать богатство русской поэзии.

  1. Гипотеза

Сравнить акро-, мезо-, телестихи древнерусской и современной поэзии.

3.Этапы и методика исследования:

А) изучение литературы по теме исследования;

Б)  сбор материала;

В)  систематизировать и проанализировать этот материал

4. Методические источники:

Свою работу я написала, опираясь на труды Н.Шульковского «Занимательное стихосложение», Чудасов И. Заметки об акростихе // Астраханская литература. Ноябрь 2003. № 3. С. 3.;
Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 2001. С. 158; Федин С.Н. Акростихия слова // Наука и жизнь. 1999. № 9. С. 81.; Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 26-27;

Www. Mail.ru и www.jandex.ru


 5. Новизна исследования:

Поэтические стихи появились и писались в поздней античности, но не утратили интереса и в современной литературе. Для художественной литературы искусства слова – игры с графикой представляют большой интерес. Особенно ярко это наблюдается в поэзии.

  1. Выводы:

А) Высокой поэзией акро-, мезо-, телестихи пока так и не стали;

Б)  Зато, просмотрев 200 ссылок из 1450 в Интернете, я пришла к выводу, что такой способ написания стихотворного произведения не утратил свое значение;

В)  Практическое применение акро-, мезо-, телестихов имеет широкие перспективы: думаю, у этой формы написания стихов большое будущее в сфере посвящений, поздравлений, рекламы.  

   І.     Введение

  ІІ.    Основная часть

  1. Абецедарий
  2. Акростих
  3. Мезостих
  4. Телестих
  5. Акроконструкция

ІІІ.  Заключение

ІV.   Список использованной литературы

Введение

            Для художественной литературы- искусства слова- игры с графикой представляют большой интерес. Особенно  ярко это наблюдается в поэзии.

Поэтические игры более распространены из-за большей динамичности, т.к. стихотворные жанры, как правило, меньше по объему. Однако, из-за небольшого объема текста, стихотворные игры гораздо более формальны.
         Целью большинства поэтических игр является создание стихотворения по строгим правилам, касающимся формы (рифмы, размера, сочетания букв и пр.). К содержанию предъявляется, пожалуй, только одно требование – оно должно БЫТЬ – прямое или метафорическое, серьезное или забавное, простое или пафосное, но потенциально несущее в своей форме еще и смысл, литературный замысел.

         В своей работе я использовала несколько замечательных идей из книги «Занимательное стихосложение» Николая Шульговского. «Занимательное стихосложение» посвящён стихотворениям, которые не имеют высокой художественной ценности, но зато представляют собой интереснейшие образчики поэтических развлечений.

         Стихи загадочной формы. К таким стихотворениям относятся акростих, мезостих, телестих и тавтограмма.
         Одним из видов стихотворных литературных игр является древнегреческая поэтическая форма как акростих и его вариации – мезостих и телестих. Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк складываются в какое-либо слово или фразу, при телестихе слово или фразу образуют последние буквы строк, при мезостихе – середины строк. Получившиеся слова или фразы, как правило, либо передают имя человека, которому посвящено стихотворение, либо в краткой форме выражают замысел стихотворения, либо являются своеобразным шифром и вводят в содержание стихотворения побочную информацию (что является неплохим способом выразить свое истинное отношение к врагам, если по каким-то причинам этого нельзя сделать открыто).
         Однако с врагами лучше разбираться в честном бою, а акростихи посвящать любимым людям. Для вдохновения можно почитать акростихи, скрывающие наиболее распространенные имена, а если вдохновение так и не придет, то  можно заказать готовый акростих для своих любимых.

         Естественно, содержание стихотворения должно соответствовать образу того, кому оно посвящено. Акростихи писать непросто. Но, с другой стороны, они имеют жёсткие ограничения по начальным буквам, которые несколько успокаивают полёт фантазии.

         Месостих (мезостих) — это стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное» слово, располагаются не в начале, а выстроены посередине стихотворения. Оригинальной формой является так называемый стих-лабиринт, в котором буквы «шифра» образуют какую-нибудь фигуру, расположены по диагонали или ещё по какому-либо закону.

                                            

         Телестих — это стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.
         Собственно, вариантов зашифровки различных слов и имён множество. Бывают стихи-лабиринты, в которых наискось как справа-налево-сверху-вниз, так и слева-направо-сверху вниз читается одна и та же фраза; зашифрованные слова выстраиваются лесенками, квадратами, треугольниками, звёздами в середине стихотворения, в общем, как угодно.

         Своеобразной разновидностью акростиха является абецедарий (алфавитный стих). В нём первые буквы всех слов или строк последовательно составляют алфавит в обычном или обратном порядке.
          Более подробно о буквенных и слоговых акростихах, телестихах, мезостихах, стихах-лабиринтах, построчных, пословных и обратных абецедариях можно прочитать в лекции №7 Т.Б.Бонч-Осмоловской по курсу комбинаторной поэзии «Последовательности. Буквенные последовательности: абецедарии и акростихи. Мезостихи и телестихи. Фонетические последовательности. Усложненные и множественные акростихи. Лабиринты», а также в статьях Ивана Чудасова «Акростих в русской поэзии конца XX века» и «Акростих в творчестве В.Хлебникова».

1.  Абецедарий

         АЛФАВИТНЫЙ СТИХ или АБЕЦЕДАРИЙ, где начальные буквы строк расположены в алфавитном порядке. Самым известным произведением в этом жанре, безусловно, является древнерусская "Азбучная молитва" X в., авторство которой приписывают Константину Переяславскому:

Азъ словом симь молюся Богу

Боже вьсея твари и зиждителю

Видимыимъ и невидимыимъ!

Господа духа посъли живущаго

Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово

Еже будетъ на успехъ вьсемъ…и т. д

         В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й, ь, ъ, ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов.

Фиалка

Абсолютно пустынная местность,
Безымянные темные скалы...
Вечной тенью покрыта окрестность,
Где покрытые мхом перевалы
Да долины имеют дыханье,
Его звук слегка в воздухе разлит...
Жизнь - пустое без смерти страданье,
За страданьем - бессмертие манит...
И не слышно ни строчки, ни слова,
Красота пустоты завлекает,
Лишь притянет - отбросит, и снова
Меня тихо к себе подзывает.
Но в пустыне я чую движенье,
Одинокое, но непростое
По долине немое круженье,
Радость роста чего-то иного.
Солнце светит особенно ярко,
Так торжественно, так вдохновенно...
У горы вырастает фиалка -
Фиолетовая королева.
Холод или тепло - без различья,
Цвет не важен, важней радость роста,
Что бывает в мильонах обличий...
Шаг вперед сделать очень непросто:
Щит незримый - как камень в ограде.
Эх, быть может, все это - напрасно?
Юркий ветер фиалку погладил -
Я увидел, она так прекрасна...

(Ясный Рассвет)

         Очень редко встречается обратный абецедарий, в котором первые буквы представляют собой алфавит не от А до Я, а наоборот, от Я до А:

Я Ящерка Ютеющей Эпохи,

Щемящий Шелест Чувственных Цикад,

Хлопушка Фокусов Убогих,

Тревожный Свист Рывок Поверх Оград.

Наитие, Минута Ликованья,

Келейника Исповедальня.

Земная Жизнь Ещё Дарит, Горя,

Высокое Блаженство Алтаря.

         В общем, и для души полезно, и алфавит изучаешь. Поэтому эта форма оказывается весьма удачной для образовательных целей. Впрочем, В. Маяковский не менее успешно использовал абецедарий и для политической сатиры. Вот отрывки из его "Советской азбуки":

…Земля собой шарообразная.

За Милюкова сволочь разная

  Интеллигент не любит риска

И красен в меру, как редиска.

Корове трудно бегать быстро.

Керенский был премьер-министром…

         А. С. Пушкин — большой шутник, как в жизни, так и в поэзии.

         Ю. Анненков приводит в "Дневниках моих встреч" шуточную пьесу 15-летнего Саши Пушкина, где герои разговаривают на французском языке. Вся соль заключена в том, что их разговор представлен… исключительно латинскими буквами, расположенными в алфавитном порядке. Конечно, эффект связной речи получится только если буквы звучат в алфавитном произношении — "А", "БЭ", "СИ" и т. п., как это показано в расшифровке в квадратных скобках:

Eno (a Pecu): AB, CD! [Abbe, cedez!]

Pecu (meditatif): E… F… [E… ef…]

Eno (coupant net): GH! [Jai hache!]

Ijekaelle (se jetnt au cou d’Eno): IJKLMNO! [Ijekaelle aime Eno]

Eno (triomphant): PQRST! [Pecu est reste!]

Перевод:

Эно (Пекю): Аббат, уступите!

Пекю (задумчиво): Э… эф…

Эно (резко): У меня секира!

Икаэль (бросаясь на шею Эно): Икаэль любит Эно!

Эно (торжествующе): Пекю остался с носом!

Вот уж действительно, Пушкин — наше всё

2. Акростихи

            Неудивительно, что с течением времени появились стихотворения, рассчитанные исключительно на зрительное восприятие. В первую очередь это касается расположения букв. Особую популярность приобрели АКРОСТИХИ (в пер. с греч. "краестрочие"). Так называли стихотворения, первые буквы строк которых складывались в слово или фразу. Первые акростихи мы находим у поэта Эпихарма (V в. до н. э.) из городка Сиракузы (родины Архимеда). Значка г тогда еще не было, и Эпихарм фиксировал авторство своих стихов просто зашифровывая в них свое имя. Так же поступал и древнеримский поэт Энний, акростихи которого складывались в фразу "Q. Ennius fecit" (сочинил К. Энний). Довольно трудоемкий способ сохранения авторского права, надо сказать! Впрочем, авторское тщеславие не миновало даже смиренных монахов: так, акростихи со своим именем писал Герман — сторонник патриарха Никона.

         Часто акростихи служили шифром. Ранние и еще гонимые христиане сделали своим тайным знаком рыбу. Ведь слово "ICQUS" (рыба) скрывало в себе первые буквы фразы "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель". Цицерон утверждал, что в виде акростихов шифровала свои предсказания пророчица Сибилла. И уже в "подпольные времена" русских революционеров акростихи использовались в агитках против властей, ведь не пришьешь же статью за особый порядок чтения текста! Так, в одной из английских газет ее редактор напечатал поэму, не заметив, что в ней содержался акростих весьма неприятного для него содержания. А в январе 1917 года писатель А. Амфитеатров спрятал в первых буквах газетного фельетона фразу: "РЕШИТЕЛНОНИОЧЕМПИСАТНЕЛЗЯПРЕДВАРИТЕЛНАЯЦЕНЗУРАБЕЗОБРАЗНИЧАЭТЧУДОВИЩНО".

         Составляли в форме акростихов и загадки, где отгадка заключалась в первых буквах строк:

Гавриил Державин — поклонник акростихов.

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Оттуда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечет планет всех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

(Г. Державин)

         Признаться, смысла в подобных загадках, кроме опять-таки развлечения для самого поэта, я не вижу. Собственно, подобные развлечения — сочинение акростиха на заданное слово — были очень популярны в салонной поэзии.

         Более уместны акростихи-посвящения, в которых зашифровывается имя адресата. Так в  1694 г. поэт-виршевик Карион Истомин напечатал в своем "Букваре" акростих, посвященный царевичу Алексею (см. приложение в конце статьи). Восторженные акростихи посвящали друг другу В. Брюсов и  И.Северянин. Особую популярность эта форма приобрела в XIX в., когда был расцвет так называемой альбомной поэзии. До сих пор, думаю, любой девушке будет приятно получить в подарок посвящение от возлюбленного, составленное столь оригинальным способом. Вот, к примеру, стихотворение Н. Гумилева к Анне Ахматовой:

Ангел лёг у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был тёмным и беззвёздным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

         В форме акростиха написано и стихотворение, завершающее "Алису в Зазеркалье". Первые буквы строк складываются в имя "Алиса Плэзнс Лидделл". Так звали девочку, вдохновившую Л. Кэрролла на написание сказки.

Ах, какой был яркий день!

Лодка, солнце, блеск и тень,

И везде цвела сирень.

Сестры слушают рассказ,

А река уносит нас.

Плеск волны, сиянье глаз.

Летний день, увы, далек.

Эхо смолкло. Свет поблек.

Зимний ветер так жесток.

Но из глубины време

Светлый возникает сон,

Легкий выплывает челн

И опять я сердцем с ней -

Девочкой ушедших дней,

Давней радостью моей.

Если мир подлунный сам

Лишь во сне явился нам.

Люди, как не верить снам?

         Прикладная польза от акростихов может быть и в рекламном бизнесе — там, где текст зачастую рассчитан именно на зрительное восприятие. Еще в 1922 г. в декабрьском номере "Правды" был напечатан стих, начальные буквы которого образовывали призыв: "Подпишитесь на "Правду"!".

Примеры акростихов:

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Сегодня день с утра особый,

Для дел особенный настрой.
Напрочь забыты все невзгоды,
Есть даже чувство, что природа,
Мечтает стать твоей сестрой.

Развейтесь бури и ненастья,
Отстаньте горе и печаль,
Желаю я здоровья, счастья,
Да чтоб прожитого не жаль...
Еще хочу, чтобы несчастья ,
Не приближались никогда.
И твоего звезда чтоб счастья,
Ярчайшею была всегда!

МАТЕРИ (сонет-акростих)

Так строги вы к моей весёлой славе,
Единственная! Разве Велиар,
Отвергший всех на Босховом конклаве,
Фуметой всуе увенчал мой дар?

Иль это страх, что новый Клавдий-Флавий,
Любитель Велиаровых тиар,
Иезавелью обречётся лаве –
Испытаннейшей из загробных кар?

Люблю в преддверье первого Сезама
Играть в слова, их вероломный друг,
Всегда готовый к вам вернуться, мама,
Шагнуть назад, в недавний детский круг,
И вновь изведать чистого бальзама –
Целебной ласки ваших тихих рук.
(Бенедикт Лившиц)

    Аня я у твоих ног

Архангелы нежно сияют,
Не зная красивей лица,
Я мир для тебя покоряю,

Я снова с душою юнца!

Узор твоих ангельских ушек,

Тончайший духов аромат
Волнует, спокойствие рушит,
Опять я весною объят!
И счастье вселяется в душу!
Хочу быть лишь рядом с тобою

Не нужно машин и дворцов!
Огня в своём сердце не скрою!
Горит светом счастья любовь

Естественно, содержание стихотворения должно соответствовать образу того, кому оно посвящено. Акростихи писать непросто. Но, с другой стороны, они имеют жёсткие ограничения по начальным буквам полёт фантазии. Вот пример более простого акростиха, посвященного поэзии:

Пишу о чем-то вдохновенно,

О Боже! Снова в раж вошёл-

Экстаз творения нетленный

Зачем-то вновь меня нашёл.

И что б там ни было вокруг,

Я весь во власти дивных мук!

В древности акростихи воспринимались как дополнительные смыслообразующие элементы каких-либо сакральных понятий. Например, рыба «в древнехристианском искусстве, особенно в катакомбной живописи, служит символическим изображением Иисуса Христа, так как греческий перевод этого слова (ιχφυς) является акростихом фразы: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель:

 

 

Ι.

Χρ.,

Φεου

Υιóς,

Σωτηδ». 3

 

Акростихи «не просто украшение: отмечая собой, начало каждого стиха, они тем самым подчёркивают стихоразделы, членение текста на стиховые отрезки, т. е. главное отличие стиха от прозы. Не случайно, когда в XVII в. начиналась русская поэзия и ещё не были выработаны ни силлабо-тонические, ни даже силлабические размеры, а единственной приметой стиха была рифма, то в дополнение к этой отметке конца строк стихотворцы очень часто отмечали и начало строк – пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы» 4. Эти фразы обычно заключали в себе имена тех, кому посвящено и кем написано произведение, например, «Милостивии приятелю», «Князю Алексею Никитичю», «Герман монах моляся писах» и так далее, и тому подобное 5.

XVII век продолжил традицию предыдущего века; в XIX акростихи стали широко использоваться в альбомах (впрочем, эта традиция почти неизменной сохранилась до наших дней и, вероятно, никогда не прекратится). Но отношение к таким формам было несерьёзное и могло выражаться, вероятно, следующими словами: «Сложить акростих может любой человек, преуспевший в версификации» 6.

В начале ХХ века интерес к акростихам возобновился. Поэты для демонстрации своей не всегда филигранной техники усложняли написание акростихов дополнительным ограничением – сонетом 7. Происходило своеобразное наложение двух строгих форм: акростиха и сонета. Авторам, таким образом, приходилось мастерски точно рифмовать по обоим краям строк стихотворения. Вероятно, из-за дополнительно возникших сложностей, произошло некоторое обновление акростиха. Парадоксально, но чем сложнее форма, тем более интересны отходы от строгого соответствия ей.

3.  Мезостих

Мезостих ( месосих)- это стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное» слово, располагается не в начале , а выстроены посередине стихотворения. Оригинальной формой является так называемый стих-лабиринт, в котором буквы «шифра» образуют какую-нибудь фигуру, расположены по диагонали или ещё по какому-либо закону. Попробуем зашифровать, к примеру, слово «любовь»:

 Лишённые последнего приюта;

 Поющие величественно гимны,

 Параболой мы движемся на юг, но

 На юге холода, и иже с ними.

 Вершится Валтасаров скорый пир…

 … Осудит нас львиноголовый мир.

         По содержанию получается дурь дурью (потому как экспромт), но зато наискось читается слово «любовь». Оно составлено из 1-ой буквы 1-ой строки, 3-ей буквы 2-ой строки, далее 5, 7, 9, 11 буквы соответственно. В некоторых месостихах буквами считаются и пробелы. Кроме того, слова можно шифровать лесенкой, просто линией (например, 3-я буква каждой строки), и так далее. Кстати, разные источники по-разному трактуют понятие месостиха. Классический словарь Квятковского трактует месостих, как стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное слово», могут располагаться только вертикально, то есть оно образовано только вторыми, или третьими, или десятыми буквами каждой строки. Стихи же, написанные, как вышеприведённый, называются в такой трактовке именно стихами-лабиринтами.

         Мезостих  мы встречаем в лирическом творчестве Александра Туфанова: 

                 
Когда тумаН как дым ползёт к ущелью,         
азалий ДафнА ищет по горам,                            
венок плетёТ... а я несусь с метелью               
Сквозь льды, без солнцА, выше по скалам,                       
туда, где тиШь царит в пустыне синей...         
Там в глубинЕ зеркальной паутиной                 
Я вечно сковаН: с Дафной я не сам.                     
Когда онА волной своей прибойной             
бьет снизу в насыПь млечного пути,                           
я как звездА и как ручей разройный               
лечу к ущельяМ — вижу, не найти;                     
ищу огнЯ, в который мир закован...             
опять, опяТь землёй я зачарован.                   
Чтоб снова в натишЬ звёздную уйти.

Кому посвятил свой мезостих Александр Туфанов?

МЕСОСТИХ (Балкон напротив, составлено из 1-ой буквы 1-ой строки, 2-ой буквы 2-ой строки и так далее)

Бравадой ты всегда был грешен,
Да только был ли в этом толк?
Выл ты порой, как серый волк,
Тоскуя так, что воздух нежный
В висок колол стальной иглой...
Она, сонетами томима,
Читала новый сборник По,
Карниз расцвёл, а ты всё под
Балконом пел. Но пел ты мимо.
Вот так дворнягой стал герой.
Смотри в окно: она прелестна,
Но не дано ей стать твоей,
Она во тьме чужих аллей.
Но ты пронзаешь воздух песней...

4. Телестих

 Телестих- это стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

Это стихотворное поздравление А. Альвенга было написано в 1929 году шестистопным ямбом белым стихом, но с чередованием мужских и женских окончаний, что придаёт произведению музыкальность и не даёт ему развалиться. О телестихе есть мнение, что «такая форма практически возможна только в нерифмованном стихе…». Однако примеры из моего собственного творчества говорят о том, что можно писать и рифмованные телестихи:

                 КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.

                  ПОДПИСЬ
   И если тексты все прочлИ
   Вы, то поймете: я ворчлиВ,
   А жизнь моя не так легкА.
   Но мил моей судьбы капкаН.

 Любопытны акростихи Николая Глазкова. Из всего многообразия отметим цикл «Раздумья». Цикл состоит из восьми частей, каждая из которых украшена акростихом и таким образом кому-нибудь посвящена: 1 – Нонне, 2 – Тонечке, 3 – Олечке, 4 – Ганичеву, 5 – Жарову, 6 – Нилину, 7 – Росиночке, 8 – Осипову. Без жирного выделения первых букв «Раздумья» читаются вполне самостоятельно, причём акростихи сделаны столь искусно, что не чувствуешь шероховатости и подгона слов, обычно присущим акростихам. Дополнительной новизной этого цикла считаю то, что некоторые части (1-я, 2-я, 7-я и 8-я) имеют нечётное количество строк, затрудняющее написание акростиха.

ТЕЛЕСТИХ (Игра в бисер, образовано последними буквами строк)

...И начинается рождение строки,
Кода ты чувствуешь, как нежен, слаб и наг -
Ты с упоением вступаешь в строй Багир
И с удовольствием обходишься без сна.
Ты в каждом жесте элегантен и игрив,
Из мастерских и цветников, дворцов и изб
К тебе выходят разномастные цари
И умоляют отыграть ещё – на бис.
Всё это бисер. Ты, к несчастью, на игле.
Так не стесняйся, кушай жизнь, как эклер...

Далее развитие акростиха идёт по пути комбинирования, усложнения и увеличения форм акростиха между собой. Внимание начинают уделять не только первым, но и средним и последним буквам строки.

                                  * * *
                      Ю.Н. Верховскому

Юлою жизнь юлит в чаду своих повтороВ.
Рассеянно бредя, ты проглядел еЕ;
И слушал тишину, и слушал в поле вечеР,
Юдоль тоски земной переплавляя в стиХ,
Не требуя наград, шагая неустаннО – ,
И в тридцати годах спокойных чистых слоВ
Каким зерном нагруз твой полновесный колоС!
Ах: что нам пожелать поэту в этот сроК?
Немного радости да отдыха немногО
Да чтобы Муза та, которой он ведоМ,
Ревниво сторожа его скупую славУ,
Опередив других, не уступая праВ,
Верна, как и всегда, к нему стремила дланИ
И, скромный юбилей приветствием почтиВ,
Чтоб с нами здесь она, ликуя, возгласилА:
Ура! – Верховскому, – ура! ура! виваТ!

5. Акроконструкция

             Ближе к концу ХХ века усложнение акроконструкций принимает более явный характер. Московский композитор Глеб Седельников, взяв себе псевдоним Валентин Загорянский, написал немало сложнейших стихотворных произведений, в которых одновременно переплетаются акро-, мезо- и телестихи, подкреплённые диагональными строками.


Эта акроконструкция была посвящена Марине Цветаевой с десятикратным написанием её имени в ключевом слове (1 акростих, 2 мезостиха, 1 телестих и 6 диагональных акростиха). Как видно из текста, несмотря на филигранное переплетение различных видов акростиха, содержание стихотворения остаётся весьма туманным. Следующий пример из творчества В. Загорянского посвящён уже Платону Карповскому с семикратным написанием его имени и фамилии:

             В этом тексте интерес вызывают мезостихи, поскольку читаются необычно: снизу вверх. Что касается содержания и ясности изложения мысли, то, прежде всего, необходимо знать, кто такой Платон Карповский, но, думаю, и это не поможет прояснить ситуацию. На мой взгляд, сложные акроконструкции должны быть построены так, чтобы ключевые слова были незаметны, содержание – такое, чтобы его можно было понять. Иначе читателю остаётся только каркас из акростихов, который он (читатель) при желании и терпении сам может наполнить любым набором слов.
Заслуживают внимания сложнейшие акроконструкции Константина Свириденко, которые он называет цветными стихами и которые представляют собой картины, где написано стихотворение с добавлением выделенными различными цветами акростихов и диагональных прочтений. Сам автор пишет, что «по сути – это сложные акро, часто не имеющие аналогов в русской литературе по схеме построения и степени сложности».

6. Заключение

            В целом, все акростихи, мезостихи, телестихи относятся к комбинаторной поэзии. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения. Комбинаторная поэзия хороша в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами. Высокой поэзией я подобный жанр назвать не могу.

         Итак, указав пути возникновения стихов и их употребление в художественной речи, можно сделать такой вывод: высокой поэзией акро-, мезо-, телестихи пока так и не стали.

         В заключение приведу некоторые опыты по обновлению акростиха. Двойной диагональный акростих сплетается в один, в котором каждая буква начинает работать на две строки одновременно:

Любопытно, что при таком построении происходит парадоксальное несоответствие количества строк стихотворения и букв ключевого слова (здесь соответственно 8 и 7). Однако такой текст теряет заложенный в акростихе строкообразующий принцип и переходит в разряд фигурных.

Стоит отметить, что диагональные акростихи были известны ещё в начале ХХ века благодаря переводам из Эдгара Аллана По, точнее сонета «Enigma» («Тайна»). В этом произведении зашифровано имя той, кому оно посвящено, таким образом: 1-я буква 1-й строки, 2-я буква 2-ой, 3-я – 3-ей и так далее (выделено мной):

 

 

AN ENIGMA

Seldom we find”, says Solomon Don Dunce,

Half an idea in the profoundest sonnet.

Through all the flimsy things we see at once

As easily as through a Naples bonnet –

Trash of all trash! – how can a lady don it?

Yet heavier far than your Petrarchan stuff –

Owl-downy nonsense that the faintest puff

Twirls into trunk-paper the while you con it?”

And, veritably, Sol is right enough.

The general tuckermanities are arrant

Bubbles – ephemeral and so transparent –

But this is, now, – you may depend upon it –

Stable, opaque, immortal – all by dint

Of the dear names that lie concealed within ‘t.

(1847) 44

 

Отгадкой на эту загадку является имя: Sarah Anna Lewis. Однако есть «Отгадка с загадкой» до знакомства с этим произведением Эдгара По, к тому же принцип сдвоенности и «работы» буквы на две строки я нигде ещё до сих пор не встречал. Приведу перевод Валерия Брюсова, у которого Сара Анна Льюис стала Саррой Анной Лиуйс, однако учитывая сложность произведения, я не буду акцентировать на этом внимание. Итак, вот перевод (выделено мной):

 

 

ЭНИГМА

«Сыскать, – так молвил Соломон Дурак,

Нам не легко в сонете пол-идеи.

И чрез пустое видим мы яснее,

Чем рыбин чрез неапольский колпак.

 

Суета сует! Он не под силу дамам,

И всё ж, ах! рифм Петрарки тяжелей.

Из филина пух лёгкий, ветер, взвей –

И будет он, наверно, тем же самым».

 

Наверняка тот Соломон был прав;

Смысл не велик лирических забав –

Что колпаки иль пузыри из мыла!

 

Но за сонетом у меня есть сила,

Бессмертен мой, как будто тёмный, стих:

Я имя поместил в словах моих!

(1924) 45

 

Просмотрев 200 ссылок из 1450, данных поисковой системой «Яндекс» на слово «акростих», я пришел к выводу, что такой способ написания стихотворного произведения не утратил свое значение и даже приобрел статус законной формы поэтического искусства. На различных форумах проводятся конкурсы акростихов, самым интересным из которых мне показался поэтический турнир литературного объединения при альманахе «Stern». В своем большинстве здесь представлены акростихи. Среди всего многообразия отмечу те, которые специфически решают проблему введения редких для акростиха букв. Некто Джуди Белкин написал такой акростих (выделено мной):

* * *

Да я не Байрон! Я же и не Блок.
Мне все равно — фонарь или аптека,
И все же я слегка усвоить смог
Татарской речи звук в раю Артека.

Решил: пора выдавливать раба,
И вот давлю по капле эти гены:
Йок — значит нет: привычки неизменны,
Бар — значит есть: ну, стало быть, судьба.

Ылдыз — звезда. Я — Принц, но где ж мой Лис?
Крым, райский мой пейзаж, исчез в тумане:
О, йок и бар, мечта об инь и яне!
Вставай, луна. Свети, моя ылдыз.

Высокой поэзией акростихи так и не стали. Зато их практическое применение имеет широкие перспективы: думаю, у этой формы большое будущее в сфере посвящений, поздравлений и рекламы.

И в конце своей научной работы, я хотела бы закончить своим собственным сочинением на казахском языке «Отан отбасынан басталады».

            Отбасынан бастау алған

            Тілегі де атамның,                                                                         

            Адам заңы  аялаған

            Нағыз ана атаның.

 

            Отан үлкен отбасы,

            Тамыр терең тасталған,

            Берекелі  бақ басы ,

            Ата анадан басталған.                                                       

            Сыйластықта өмір сүріп,

            Ынтымағы жарасқан,

            Несібесін  толықтырып

            Ар ұяты алдаспан

            Нық сеніммен алға басқан.

 

            Біздің үлкен отбасы,

            Алты адамнан мүшесі бар

            Сенім  оған жолбасы

            Тірегіміз  жан әкеміз,

            Ана бағын саялап                                                              

            Лебіздері тілек бізге

            Алақаны аялы

            Діңгегі алтын  ұямыздың

            Ырыс құтты болсын!

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна.

А меж злодеями – не быть я создана.

         Желаю Вам всегда хранить верность своим друзьям прославлять их имена, подобно великим поэтам всех веков.

Список  использованной литературы:

      1. Краткий словарь литературоведческих терминов; Тимофеев, Л.И.; Тураев, С.В.; Изд-во: М.: Просвещение, 1978 г.
     2. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
     3. Шульговский, Н.Н. Занимательное стихосложение.— Л.: Время, 1926.- 136 с.- Указ. авт. стихотворений, помещ. в кн.: с. 134.— Тираж 4150 экз.— Рекл. соч.
     4. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А-П. — II, 576 стб. Т. 2. П-Я. — Cтб. 577-1198.
     5.Чудасов И. Заметки об акростихе // Астраханская литература. Ноябрь 2003. № 3. С. 3.;
     6.Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 2001. С. 158; Федин С.Н. Акростихия слова // Наука и жизнь. 1999. № 9. С. 81.; Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 26-27;

     7. сайт www. mail.ru и www.jandex.ru

ID: 7398 | Просмотров: 3012