Основы работы над музыкальным произведением в классе баяна - Музыка - Ашық сабақтар - Ашық сабақтар - Ұстаздар сайты
Басты бет » Ашық сабақтар » Ашық сабақтар » Музыка

Основы работы над музыкальным произведением в классе баяна

Основы работы над музыкальным произведением в классе баяна

Дереккөз: Ұстаздар сайты

загрузка...

Основы работы над музыкальным произведением в классе баяна

Тема:   «Основы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Цель: повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников открытого урока

Задачи:

  • показ методов работы, закрепляющих элементов постановки
  • демонстрация работы над звуком и ведением меха
  • развитие основ ритмической организации
  • ознакомление с принципами подбора аппликатуры, динамических оттенков, штрихов
  • активизация музыкального мышления учащегося
  • определение художественных ориентиров, особенностей музыкальной формы, выяснения исполнительских намерений и возможных при этом проблем

 

План проведения открытого урока:

  • изучение разработок  по теме открытого урока

Ø  урок-демонстрация

Ø  обсуждение полученных результатов

  • предложения по решению обсуждаемых проблем

 

Обобщение урока

 

В работе использовался следующий музыкальный материал:

  1. Инструктивный: гаммы, упражнения
  2. Р.н.п. «Посею лебеду» в обработке Иванова
  3. Вариации на тему Шаинского «Песенка крокодила Гены» в обработке Ютилы

 

Существует взаимосвязь двух методических положений: "техника вырастает из художественного образа" и "художественный образ создаётся средствами техники", необходимо признать, что не только техника зависит от художественного замысла, но и сам замысел складывается в значительной степени под воздействием техни­ки. Поэтому воспитание двигательной культуры важно уже на ранних этапах развития музыканта. Для этого необходимо:

  •    Играть гаммы и арпеджио в разных октавах различными штрихами правой и левой рукой, играть специальные упражнения и этюды для освоения того или иного штриха. При исполнении следует обязательно слухом контролировать качество звучания, во время игры не допускать переутомления рук, обязательно делать перерывы для отдыха.
  •    Использовать на занятиях метод вариантов, то есть какой-либо пассаж или отрывок музыкального произведения пробовать играть разными штрихами (не только теми, которые написаны). Импровизация даёт импульс эмоциям детей, ускоряет познавательные процессы в искусстве.

Разучивание гамм и арпеджио следует начинать в медленном темпе с равным количеством длительностей на каждое движение меха. После того, как та или иная гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках.

Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля:

  • за максимально ровным звуком и плавной сменой направления движений меха
  • за строгим соблюдением указанной аппликатуры
  • за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья
  • за четкостью пальцевого удара
  • за   точностью   выполнения   определенного   метроритмического рисунка и штрихов
  • за точностью координации движений пальцев при исполнении обеими руками

На уроке было показано исполнение гамм смешанными штрихами, дуолями, триолями, квартолями:

Упражнения являются эффективным средством для развития игровой техники ученика - его способностей, умений и навыков. Г.Нейгауз рассматривал упражнения как некий «полуфабрикат».  Играя упражнения, можно позволить себе на данный момент отрешиться от музыкально-художественных задач и специально поработать над элементами, составляющими мастерство.

Работа над упражнением требует от ученика большого напряжения воли, сосредоточенности и внимания. Вначале упражнение следует играть медленно, чтобы вслушаться в его звучание, проконтролировать свои игровые действия. Затем постепенно ускорять темп игры до нужного, а игровые действия доводить до автоматизма. Необходимо также время от времени возвращаться к игре в медленном темпе, чтобы избежать "забалтывания".

Для формирования навыка исполнения деташе (с целью последующего применения данного приёма в вариациях на тему Шаинского) были предложены следующие упражнения:

Цель данного упражнения  – формирование навыка меховедения. Задачи:

  • ровное меховедение
  • аккуратная смена меха
  • динамическое соответствие разжима и сжима
  • осознание метроритмической структуры

Нотный текст, несмотря на всё его несовершенство, даёт богатую информацию для выразительного исполнения. С другой стороны, нельзя выполнять все проставленные оттенки или штрихи формально, вне контекста произведения. Не бывает акцента или legato вообще, абстрактно. Каждый штрих выполняется исходя из замысла автора.

В нотном тексте очень важно выявить главный и второстепенный материал, четко проанализировать фразы, мотивы. Нередко приходится слышать хаос вместо музыки, когда учащийся исполняет пьесу единым потоком, без какого-либо разграничения мыслей.

Нотный текст иногда полезно мысленно представить себе в виде оркестровой партитуры. Польза от этого для учащихся огромна. Например, представить звучание балалаек или рожка, скрипки или трубы. Скорее всего, это будет не имитация инструментов оркестра, а нахождение нужного характера, штриха, нюанса и т.д.

Как показывает опыт дети легко воспринимают яркие и доступные их пониманию образные сравнения. Неудивительно, что ученики с большей охотой исполняют произведения народного характера, ведь именно народные мелодии несут конкретные образные воплощения.

В работе над характером р.н.п. «Посею лебеду» целесообразно за основу взять поэтический текст песни и проследить соответствие содержания слов  настроению музыки. Так, средняя  часть музыкального произведения явно лирического характера.

Но одной лирики здесь будет не достаточно, тем более понятие «лиричность» объёмно по разнообразию оттенков. Обратимся к тексту:

 

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Текст здесь выступает в роли некой эмоциональной программы. Отсюда и несколько иное настроение: грусть, тоска, отчаянье.. Переходим к анализу музыкального текста.

Обращаем внимание на своеобразие гармонической структуры, на диссонирующие созвучия в начале фраз, при исполнении  их необходимо слегка подчеркнуть. От выбора правильного темпа тоже многое зависит: слишком медленный темп придаст звучанию грузность, быстрый – суетливость. Расстановка главной и второстепенных кульминаций добавит большей выразительности звучанию и придаст форму части. Важно, чтобы исполнение не получилось излишне драматичным, утрированная трагедийность здесь ни к чему, т.к. по смыслу песня в целом шутливого характера. Воспитание у учащихся чувства меры, деликатности в исполнении – одна из самых сложных задач.

Вариации на тему Шаинского «Песенка крокодила Гены» - достаточно виртуозное произведение. Необходимо, чтобы из-за обилия всевозможных сложных технических проблем, работа над образным содержанием не отошла на 2-й план. И в то же время без решения тех самых пресловутых технических задач невозможно исполнить это произведение в нужном характере.

Как показывает практика, чаще всего учащиеся испытывают технические трудности при исполнении триольной части. Из самых частых ошибок, которые допускают дети в этой части можно назвать неровность триольных группировок, замедление темпа и штриховая неясность. 

Работу лучше начать с определения так называемых опорных звуков («точек»). Исходя из метроритма, этими «точками» в данном музыкальном тексте являются первая и вторая доли такта.

Опорные звуки нужно извлекать при помощи более активного удара пальца, с замахом кисти в начале каждого пассажа. Следует отметить, что в медленном темпе желательно выделять начало каждой триоли. Для получения  более ясного, лёгкого и однородного штриха легато необходимо, чтобы звукоизвлечение происходило не нажимом пальца, а ударом. При этом помнить, что чем темп быстрее, тем экономнее должен быть замах пальцев.

Работа над произведением – главное в  фор­мировании музыканта - баяниста. Ему необходимо твердо знать, что составляет основу этой работы, и в какой фор­ме она выражается. От того, насколько четко исполнитель представляет компоненты работы над произведением в их взаимосвязи и в целом, зависит успех всей его деятельности, рост его профессионального мастерства.

Ұстаздар сайты

Авторы:

загрузка...
Ұқсас ашық сабақтар:
Бөлім: Музыка | Қосты: Redaktor (01.02.2015)
Көрсетілім: 1442 | Ілмек сөздер: над, музыкальным, КЛАССЕ, произведением, работы, основы, баяна. | Рейтинг: 0.0/0
Барлық пікірлер: 0
Пікірді тек тіркелген қолданушылар ғана қалдыра алады
[ Тіркелу | Кіру ]
Іздеу
Сертификат алу
Бөлімдер
Тарих [978]
тарихтан ашық сабақтар
Қазақ тілі [1465]
қазақ тілінен ашық сабақтар
Бастауыш сынып [1631]
бастауыш сыныптан ашық сабақтар
Биология [522]
биологиядан ашық сабақтар
География [480]
географиядан ашық сабақтар
Информатика [526]
информатикадан ашық сабақтар
Математика [392]
математикадан ашық сабақтар
Физика [271]
физикадан ашық сабақтар
Химия [155]
химиядан ашық сабақтар
Ашық сабақтар [1085]
ашық сабақтар
Әдебиет [281]
әдебиет пәнінен ашық сабақтар
Коучинг [49]
коучинг
Ағылшын тілі [58]
ағылшын тілінен ашық сабақтар
Музыка [55]
музыка пәнінен ашық сабақтар
Өзін-өзі тану [28]
Өзін-өзі тану пәнінен ашық сабақтар жинағы
Дене шынықтыру [223]
дене шынықтыру пәнінен ашық сабақтар
Балабақша [512]
Мектеп алды білім беру
Экономика [42]
экономикадан ашық сабақтар
Құқық негіздері [22]
Құқық негіздері пәні бойынша ашық сабақ
Мектеп әкімшілігі [23]
Мектеп әкімшілігі
Мектептен тыс мекемелер [25]
Мектептен тыс мекемелер
Оқушымен жұмыс [115]
Оқушымен жұмыс
Психология [2]
Психология
Сурет сызу [1]
Сурет сызу ашық сабақ
Сыныптан тыс жұмыстар [171]
Сыныптан тыс жұмыстар
Технология [15]
Технология ашық сабақтар
Тәрбие сағаты [19]
Тәрбие сағаты ашық сабақтар
Сұрақ
Сізге сайттың жаңа дизайны ұнады ма?
Барлық жауаптар: 6206
Бізге қосыл
Жаңалықтар
Санақ

Онлайн: 11
Қонақтар: 11
Тіркелгендер: 0